Главная » Удача » Рсв признак лица в системе обязательного страхования. Не пропустите: памятка по заполнению расчета страховых взносов. Какие регионы включены в пилотный проект по прямым выплатам

Рсв признак лица в системе обязательного страхования. Не пропустите: памятка по заполнению расчета страховых взносов. Какие регионы включены в пилотный проект по прямым выплатам

24 марта 2017 года Минфин РФ опубликовал письмо с пояснениями о предназначении нулевого расчета. Во время заполнения нулевой отчетности организация или индивидуальный предприниматель поясняет, почему не было выплат в конкретный период и премий для физических лиц, которые застрахованы. Также компании и ИП заявляют о том, что они не имеют необходимых финансовых ресурсов для взносов в фонд страхования, которые должны были уплатить в пределах того же отчетного периода.

Эти отчеты с нулевыми показателями необходимы налоговой для того, чтобы отличить плательщиков, которые не выплачивают вознаграждения физическим лицам и не ведут финансовую деятельность, от плательщиков, не укладывающихся в назначенный период и не подающих соответствующий расчет. Все организации, включая ИП, начисляющие заработную плату своим сотрудникам, уже с первого квартала должны предоставить обязательный расчет по страховке.

Подается этот расчет либо по месту проживания предпринимателя либо по месту регистрации организации. В случае если в пределах фирмы или предприятия функционирует обособленное подразделение, которое выплачивает заработную плату работникам, то отчетность отправляется в Федеральную налоговую службу по месту регистрации такого подразделения.

Многих интересует вопрос, где указывается признак застрахованных лиц в системе при нулевой отчетности. Во время заполнения нулевой отчетности в разделе 3 на всех сотрудников, которые числятся в организации и работают на ИП, необходимо заполнять определенные графы бланка. В этих ячейках указывается следующая информация о работниках:

  • личные данные (Ф. И. О., пол, дата рождения, гражданство);
  • СНИЛС;
  • серия и номер паспорта;
  • признак застрахованного лица.

В разделе 3 указывается информация обо всех застрахованных лицах, даже уволенных, в пользу которых осуществлялись начисления в периоде, указанном в отчете. Важно обратить внимание на пункт «Признак застрахованного лица». В нем необходимо поставить соответствующую цифру:

  • «1» – работник является застрахованным;
  • «2» – работник не застрахован на момент сдачи отчетности.

После этого с помощью соответствующего кода (к примеру, «НР»), определяется та категория, в которую входит застрахованное лицо.

Предположим, индивидуальный предприниматель не осуществляет выплату по страховым взносам за работника. Один из самых распространенных примеров, когда сотрудник пребывает в неоплачиваемом отпуске. В таких ситуациях необходимо в налоговую службу представить нулевой расчет с изменениями по взносам за страховку. Необходимость сдачи такого расчета обуславливается тем, что сотрудники, которым временно прекращена выплата заработной платы, в работники, получающие пособие по временной нетрудоспособности, при этом застрахованы. В данных случаях признак застрахованного лица в системе нулевой отчетности принимает значение «1», как и застрахованное лицо.

Процедура сдачи нулевого расчета по страховым взносам строится на таком принципе, что налоговая инспекция требует данной отчетности, в том числе и от компаний, не ведущих деятельность, следовательно, и не начисляющих заработную плату. С начала 2017 года вступил в силу новый расчет по страховым взносам. Его обязаны сдать все страховые субъекты (организации и ИП), которые осуществляют выплату для физических лиц. Представить рассматриваемый расчет компании и предприниматели могут в бумажном или электронном виде.

Для составления отчетности, подающейся в электронном виде, существует одно требование, на которое необходимо обратить внимание. Эта возможность есть лишь у тех компаний и предпринимателей, где численность застрахованных работников превышает 25 человек. Бумажный расчет должен представить руководитель компании или другой человек, который обладает необходимой доверенностью. Отчетность можно подать в налоговую инспекцию при личном визите или отправить по почте.

Если компания не занималась никакой деятельностью в указанный период, то к нулевой отчетности необходимо дополнительно приложить специальное пояснение о том, что по этой причине не производилось начисление зарплат. В основном такое пояснение отправлять нет необходимости, так как налоговая служба сама запрашивает эти сведения при надобности. Таким образом, в составлении нулевой отчетности нет ничего сложного. Главное – детально разобраться в немногочисленных нюансах.

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

Как составить и сдать расчет по страховым взносам в ИФНС, какой признак застрахованного лица поставить в строках 170 и 180 раздела 3 проконсультирует статья.

Вопрос: Мы работаем по пониженному тарифу. Какой признак застрахованного лица поставить в строках 170 и 180 раздела 3?

Ответ: Если Вы применяете пониженный тариф и страховые взносы на социальное и медицинское страхование начисляете по ставке 0 процентов, признак застрахованного лица в строках 170 и 180 ставьте «1». Хоть взносы начисляете по нулевому тарифу, сотрудники являются застрахованными в системе социального и медицинского страхования.

Как составить и сдать расчет по страховым взносам в ИФНС

Значение поля 020 раздела 3 должно соответствовать значению поля «Расчетный (отчетный период (код)» титульного листа расчета.

В поле 030 укажите год, за расчетный (отчетный) период которого представляются сведения. Значение поля 030 раздела 3 должно соответствовать значению поля «Календарный год» титульного листа расчета.

В поле 040 отразите порядковый номер сведений. А в поле 050 - дату сдачи сведений.

1Подраздел 3.1. В подразделе 3.1 расчета укажите персональные данные сотрудника, которому выплачивали доход:
- в строке - ИНН;
- в строке - СНИЛС;
- в строках , и - Ф. И. О. сотрудника полностью по данным документа, удостоверяющего личность;
- в строке 110 - дату рождения сотрудника по документу, удостоверяющему личность;
- в строке 120 - числовой код страны, гражданином которой является физическое лицо. Код возьмите из Классификатора стран мира . Если у сотрудника нет гражданства, в строке 120 укажите код страны, выдавшей документ, удостоверяющий его личность;
- в строке 130 - цифровой код пола: «1» - мужской, «2» - женский;
- в строке 140 - код вида документа , удостоверяющего личность;
- в строке 150 - реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия и номер документа). При этом знак «№» не проставляйте, серию и номер документа отделяйте пробелом;
- в строках , и - признак застрахованного лица в системе обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования: «1» - является застрахованным лицом, «2» - не является застрахованным лицом.

Обратите внимание : если вы применяете пониженный тариф и страховые взносы на социальное и медицинское страхование начисляете по ставке 0 процентов, признак застрахованного лица в строках и ставьте «1». Хоть взносы начисляете по нулевому тарифу, сотрудники являются застрахованными в системе социального и медицинского страхования.

Подраздел 3.2. содержит сведения о суммах:
- выплат в пользу сотрудников;
- начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование.

В графах 190 укажите порядковый номер месяца в календарном году («01», «02», «03», «04», «05» и т. д.) за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

В графах 200 отразите код категории застрахованного лица.

Практически каждая компания сталкивается с проблемой, какой указать признак выплат в расчете по страховым взносам: 1 или 2. Эта строка «признак выплат» в приложении 2 расчета по страховым взносам появилась совсем недавно, когда контроль по взносам перешел в ведение ФНС. Давайте разберемся, что это такое: признак выплат 1 или 2, в каких случаях указывать тот или иной код, и как компании самостоятельно определиться с выбором.

Какой признак выплат ставить в расчете по страховым взносам

Чтобы определить, какой ставить признак выплат - 1 или 2 в приложение 2 расчета по взносам, нужно сначала разобраться, а что это вообще такое «признак выплат» и с чем он связан.

Признак выплат – это система, по которой ваши сотрудники смогут получить пособие в связи с нетрудоспособностью или материнством. На данный момент существует две системы выплат: зачетная и прямая.

* - выплаты, которые можно получить напрямую из ФСС:

  • выплаты по болезни (больничному листу, в том числе в связи с беременностью и родами);
  • выплата, если женщина встает на учет в женскую консультацию на раннем сроке беременности;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;
  • оплату положенных четырех дней к отпуску родителя, если он ухаживает за ребенком-инвалидом.

Прямой признак выплат существует только в регионах, участвующих в пилотном проекте «Прямая выплата».Соответственно, если у вас прямой признак выплаты пособий по ВНиМ, то заполняя приложение 2 Раздела 1 расчета по страховым взносам, вы ставите код 1. Если у вас зачетный признак выплаты, то ставите код 2.

Прямые выплаты или зачетная система

Прямые выплаты пособий по ВНиМ или зачетная система зависит от того, вошел ли ваш регион в программу «Прямые выплаты». Что это за программа?

Еще с далеких времен в РФ страховые выплаты производились исключительно по зачетной системе. Компании, выплатив соцстраху положенные страховые суммы из доходов своих работников, все равно несли ответственность перед ними по этим выплатам.

Так как если работник брал больничный лист, то организация обязана была выплатить ему пособие по нетрудоспособности из своих средств, а потом уже требовать возврата денег от ФСС.

В связи с тем, что финансовые ситуации в ходе хозяйственной деятельности бывают разные, то далеко не всегда работодатель добросовестно исполнял свои обязанности перед сотрудником. Это порождало многочисленные споры, создавало лишнюю волокиту, и вынуждало компании тратить собственные деньги на пособия.

И вот уже с 2011 года правительство РФ пытается изменить систему выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Оно планомерно из года в год включает регионы в пилотную программу «Прямые выплаты» с тем, чтобы к 2021 году на всей территории РФ выплата пособий плательщикам взносов происходила исключительно напрямую из средств ФСС, минуя при этом бюджет компаний.

В чем выгода прямых выплат

Это выгодно по следующим причинам:

  • сотрудники, плательщики страховых взносов, гарантированно получают пособия в полном объеме, независимо от наличия денежных средств в организации;
  • компаниям остается только перечислить страховые взносы с зарплаты своих сотрудников, а дальнейшие действия ложатся на плечи фонда, что значительно сокращает объем работы и документации;
  • организации избавляются от лишних трат и нужды изымать деньги для пособий из своих хозяйственных операций;
  • снижается риск споров и разбирательств, в том числе судебных, между сотрудниками и работодателями.

Закрыв больничный лист, работник, минуя организацию, где он работает, идет с ним напрямую в территориальные органы соцстараха, и в течение 10 дней гарантированно получает пособие по временной нетрудоспособности.

Таким образом, преимущества системы прямых выплат перед зачетной очевидны. Остается только определить, относится ли ваш регион к пилотной программе или нет.

Какие регионы включены в пилотный проект по прямым выплатам

На помощь приходит Письмо ФНС от 14 февраля 2017 г. N БС-4-11/2748@, в котором сказано, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 в настоящее время пилотный проект реализуется в:

  • Карачаево-Черкесской Республике,
  • Нижегородской области,
  • Астраханской области,
  • Курганской области,
  • Новгородской области,
  • Новосибирской области,
  • Тамбовской области,
  • Хабаровском крае,
  • Республике Крым и г. Севастополе,
  • Республике Татарстан,
  • Белгородской области,
  • Ростовской области,
  • Самарской области,
  • Республике Мордовия,
  • Брянской области,
  • Калининградской области,
  • Калужской области,
  • Липецкой области,
  • Ульяновской области.

Однако, это далеко не полный перечень, так как с 2018 года заменять зачетную систему прямыми выплатами еще в ряде регионов (смотрите таблицу).

Внимание! Перед тем, как заполнить признак выплат в приложении 2 расчета страховых взносов, обязательно уточняйте, действует ли в вашем регионе система прямых выплат, или вы работаете по зачетной системе.

Сделать это можно на сайте «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов», где вы найдете все изменения Постановления правительства РФ №294 от 21 апреля 2011 года, которое, собственно говоря, и регулирует вопрос прямых и зачетных выплат.

Также перечень регионов и последовательность их введения содержатся непосредственно в самом этом постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294 .

Признак выплат в приложении 2 расчета страховых взносов

Напомним, что Положение 2 Раздела 1 расчета по страховым взносам входит в перечень обязательных листов для предоставления в налоговую. Заполняя Приложение 2 к Разделу 1 расчета по страховым взносам, прежде всего надо определить, по какому признаку: 1 или 2 выплачиваются страховые суммы. Как это сделать, мы подробно расписали выше.

Обратите внимание! В поле 001 у большинства плательщиков будет стоять цифра "2". Цифру "1" смогут поставить только плательщики, которые находятся на территории субъектов РФ, участвующих в пилотном проекте, где жители получают прямые выплаты из ФСС РФ.

Стоит отметить, что если вы неверно указали признак выплат в расчете по страховым взносам, то пугаться не стоит. Компанию за это не оштрафуют. Вы просто делаете исправление, и сдаете исправленный расчет в ИФНС.

Делать уточненку при этом не обязательно, так как данная ошибка не уменьшает и не увеличивает размер уплаченных страховых взносов.

Расчета заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, или с которым заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры.

22.2. В персонифицированных сведениях о застрахованных лицах (далее в настоящем разделе - сведения), в которых отсутствуют данные о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, подраздел 3.2 раздела 3 не заполняется.

22.3. При заполнении строки 010 при первичном представлении сведений за расчетный (отчетный) период проставляется "0--", в уточненном расчете за соответствующий расчетный (отчетный) период - указывается номер корректировки (например, "1--", "2--" и так далее).

Значение поля 020 должно соответствовать значению поля "Расчетный (отчетный период (код)" титульного листа расчета.

22.9. В строке 060 указывается ИНН физического лица, присвоенный данному физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе в установленном порядке (при наличии).

22.11. В строке 080 указывается полностью фамилия физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

22.12. В строке 090 указывается полностью имя физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

22.13. В строке 100 указывается полностью отчество физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

22.14. В строке 110 указывается дата рождения физического лица в соответствии с документом, удостоверяющим его личность.

При отсутствии у физического лица гражданства в строке 120 указывается код страны, выдавшей документ, удостоверяющий его личность.

22.16. В строке 130 указывается цифровой код пола физического лица в соответствии с Общероссийским классификатором информации о населении (ОК 018-2014) согласно документу, удостоверяющего личность:

"1" - мужской;

"2" - женский.

22.18. В строке 150 указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица (серия и номер документа). Знак "N" не проставляется, серия и номер документа отделяются знаком " " ("пробел").

"1" - является застрахованным лицом;

"2" - не является застрахованным лицом.

22.20. В подразделе 3.2 указываются сведения о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физического лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

22.21. При заполнении подраздела 3.2 при начислении плательщиком страховых взносов выплат и иных вознаграждений физическому лицу, облагаемых страховыми взносами по разным тарифам, заполняется необходимое количество строк расчета.

22.22. При представлении сведений, корректировка которых не связана с изменением тарифа страховых взносов, в корректирующей форме заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки.

При представлении сведений, в корректирующей форме заполняются все показатели формы, как корректируемые, так и не требующие корректировки.

22.23. В подразделе 3.2.1 не учитываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, с которых исчисляются страховые взносы, а также суммы страховых взносов, исчисленных плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в соответствии со статьей 428 Кодекса.

22.24. В графах 190 указывается порядковый номер месяца в календарном году ("01", "02", "03" и так далее) за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

22.25. В графах 200 указывается код категории застрахованного лица в соответствии с кодами категории застрахованного лица согласно приложению N 8 к настоящему Порядку за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно. Данный код заполняется заглавными буквами русского алфавита.

22.26. В графах 210 указывается сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

22.27. В графах 220 указывается база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размерах, не превышающих для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 421 Кодекса, за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

22.28. В графах 230 указываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица по договорам гражданско-правового характера за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

22.29. В графах 240 указывается сумма страховых взносов, исчисленных плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в размерах, не превышающих для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 421 Кодекса, за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и тарифу, применяемому плательщиком к выплатам и иным вознаграждениям в пользу физического лица отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.

22.30. В строке 250 указывается общая сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, за три последних месяца расчетного (отчетного) периода, база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размерах, не превышающих для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 421 Кодекса, а также сумма страховых взносов, начисленных плательщиком страховых взносов в пользу физического лица, за три последних месяца расчетного (отчетного) периода.

22.31. В подразделе 3.2.2 учитываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, на которые начисляются страховые взносы, а также суммы страховых взносов, начисленных плательщиком страховых взносов в пользу физического лица в соответствии со



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта