Главная » Личность » Бюджетно-налоговая политика: сущность, виды. Автоматическая налогово-бюджетная политика Что такое бюджетно налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика: сущность, виды. Автоматическая налогово-бюджетная политика Что такое бюджетно налоговая политика

по дисциплине: «Экономическая теория »

на тему: Бюджетно-налоговая политика государства

Введение ………………………………………………………………………3

1. Основы налоговой системы ……………………………………….……5

1.1 Сущность и функции налогов и налоговой системы…….…….……..5

1.2 Принципы налогообложения …………………………………………11

1.3 Элементы налогообложения…………………………………………..16

1.4 Кривая Лаффера………………………………………………………..18

2 Проблемы совершенствования налогообложения …………………20

2.1 Налогообложение в зарубежных странах (Франция)..……… .……..20

2.2 Состояние налоговой системы в РФ…………………………………..29

Заключение…………………………………………………………………49

Список литературы………………………………………………………...51

Введение

Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Разработанность. Тема налогового реформирования остро дискутируема в обществе. Обсуждаются вопросы, связанные с принятием второй части Налогового кодекса, с проблемой снижения налогового бремени с производителя, вопросы подачи деклараций и налогового контроля и еще масса вопросов, также существует масса публикаций по этим вопросам, но при этом налоговая политика в ней затрагивается лишь в скользь, как что-то необходимое, но не в первую очередь.

Цель работы проанализировать налоговую политику в Российской Федерации.

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

Рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,

Проанализировать налоговую политику ведущих зарубежных стран,

Определить специфику налоговой политики в Российской Федерации,

Описать систему органов государственной власти Российской Федерации,

участвующих в налоговых отношениях.

Методологической основой выполнения работы являются труды российских и зарубежных учёных.

1. Основы налоговой системы

1.1 Сущность и функции налогов и налоговой системы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1)кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник)

Когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существуют два вида налоговой системы: щедулярная и глобальная:

В щедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

Фискальная и регулирующая функции - по средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Регулирующая (макроэкономическая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Налогово-бюджетная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне). Главные цели налогово-бюджетной политики:

Устойчивый рост национального дохода;

Умеренные темпы инфляции;

Полная занятость населения;

Сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструменты фискальной политики: различные виды налогов и налоговых ставок, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса.

Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов.

Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи.

Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств.

Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных задач.

Но по сути дела главная задача налогово-бюджетной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

Налогово-бюджетная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов.

В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

Суть дискреционной политики заключается в том, что государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке, тем самым, стимулируя производство ВВП, и таким образом, влияя на занятость населения (рис. 2.1).

Анализируя рис. 2.1 можно сделать вывод, что сокращение государственных расходов приводит к сокращению ВВП и наоборот, увеличение государственных расходов ведет к росту ВВП.

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом.

Рис. 2.1. Влияние государственных расходов па производство ВВП

Мультипликатор государственных расходов показывает, приращение ВВП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг.

Причем мультипликационный эффект может иметь место как при росте ВВП, так и при его сокращении, когда государственные закупки сокращаются.

Мультипликатор государственных расходов по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. Поэтому формула мультипликатора государственных расходов такая же, как и у мультипликатора инвестиций:

М гос. расх. = 1/1-ПСП,

где ПСП - предельная склонность к потреблению.

Однако в действительности, в реальной жизни, происходит всё далеко не так просто и легко (рис. 2.2).



Рис. 2.2. Увеличение уровня цен под влиянием роста совокупных расходов

Рост государственных расходов обусловит сдвиг СС (совокупного спроса) вправо, в данном случае - на 1000 млрд. ден. ед. Поскольку при этом произойдёт повышение уровня цен, то равновесный уровень реального национального продукта увеличится не на ту же сумму (напр., он увеличится только на 500 млрд. ден. ед).

Повышение цен воздействует на уровень плановых инвестиций, частично компенсируя процессы, порождённые мультипликационным эффектом, в основе которого лежит увеличение объёма государственных закупок и заказов.

Существуют 4 причины, по которым изменение уровня цен влияет на уровень плановых затрат и инвестиций:

1. Реальное потребление ограничивается падением реальной стоимости денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйственных агентов, при повышении уровня цен.

2. Рост уровня, плановых инвестиций сдерживается установлением более высоких процентных ставок при повышении уровня цен.

3. Статьи государственного бюджета, определенные в национальных единицах, будут соответствовать меньшему количеству реально предлагаемых товаров и услуг при повышении уровня цен.

4. Реальное сальдо экспортно-импортных операций сократится, так как цены на товары на внутреннем рынке вырастут по сравнению с зарубежными аналогами.

Таким образом, поскольку повышение уровня цен приводит к сокращению всех видов плановых инвестиций, уровень реального ВВП возрастает на величину, несколько меньшую той, которая определена произведением мультипликатора затрат на увеличение реального объёма государственных закупок и затрат

Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВВП.

Налоги также оказывают воздействие на совокупный спрос, но это воздействие несколько отличное от воздействия государственных расходов. Как известно, рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объём потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса и ВВП. Но располагаемый доход складывается из 2-х составляющих - потребления и сбережения, следовательно, уменьшение дохода вызывает сокращение как потребления, так и сбережения.

Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 млрд. ден. ед., который остаётся неизменным при любом уровне ВВП. При ПСП = 3/4 потребление сократится, как известно, не на 20 млрд. ден. ед., а на 15 млрд. ден. ед. и на 5 млрд. ден. ед. сократятся и личные сбережения населения.

Для определения величины сокращения потребления ДП надо умножить сумму налогового приращения ДТ на ПСП:

ДТ = ДТ * ПСП = 20х3/4= 15.

Аналогично умножение суммы увеличения налога ДТ на предельную склонность к сбережению покажет величину уменьшения сбережения налогоплательщиков ДС / ДС = ДТ - ПСС - ДС = 20x1/4 = 5.

Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное воздействие на совокупные расходы, налоги оказывают меньшее воздействие, т.к. государственные расходы - это одна из составляющих совокупных расходов, а налоги - фактор, влияющий на одну из переменных потребления. Значит, налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на сокращение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего роста налогов, чем рост государственных расходов.

Поэтому налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на ПСП (равному, например - 3/4).

В этом случае М гос. расх. = 4, М налогов = М гос. расх. х ПСП. Поэтому Мналог.=ПСППСС

С уменьшением налогов прямая потребления, инвестиций и государственных расходов (C + i + е) поднимается вверх, и равновесный ВВП увеличивается (рис. 2.3).

Введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).

Иногда государственное регулирование экономики предполагает одновременное изменение налогов и государственных закупок. И здесь выявляется следующая закономерность: при равном увеличении государственных расходов и налогов прирост равновесного ВВП составит величину, равную приросту государственных расходов. В этом случае мультипликатор так называемого сбалансированного бюджета равен 1.

Рис. 2.3. Влияние налогов на объем ВВП

Таким образом, проводя анализ дискреционной фискальной политики, связанной с государственными расходами и налогами государство может прогнозировать налогово-бюджетную политику в разные периоды экономического цикла.

Рассмотрим недискреционную фискальную политику. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет недискреционную (автоматическую, пассивную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:

1).Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

2). Систему пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск ВВП. С ростом ВВП доходы населения и предприятий будут расти, ставки налогов также будут увеличиваться, следовательно, будут сдерживать рост ВВП и наоборот (рис. 2.4).

Слева от точки сбалансированного бюджета пониженные налоги (при прогрессивном налогообложении) будут стимулировать развитие производства, справа от точки сбалансированного бюджета повышенные налоги будут сдерживать рост производства (ВВП).

Благодаря действию встроенных стабилизаторов изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.



Рис. 2.4. Встроенная стабильность

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Налогово-бюджетная политика оказывает воздействие не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.

Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники концепции «экономики предложения» считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера (рис. 2.5).

А. Лаффер считал, что, по мере роста ставки налога от 0% до 100%. Налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность, а, следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.



Рис.

где Т - сумма налоговых поступлений, t - ставка налога (в %)

Среди мер налогово-бюджетной политики, ориентированной на предложение, выделяют:

Меры по стимулированию текущего объема производства;

Меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

К первой группе относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также механизма перевода первых во вторые; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

Бюджетно-налоговая политика, как уже определено выше, это целенаправленная деятельность государства по использованию государственного бюджета для производства общественных благ, перераспределения доходов и стабилизации экономики в периоды инфляции и безработицы.

Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.

Современная экономическая наука выделяет несколько видов бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:

  • экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов;
  • рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов.

В зависимости от характера осуществления бюджетно-налоговой политики выделяют:

  • дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику;
  • автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании "встроенных стабилизаторов", которые начинают действовать при изменении экономической ситуации "автоматически", без специальных решений правительства.

Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сбалансированного бюджета.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. В России существует три основных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). В 1991 г. в РФ был создан фонд занятости, который был ликвидирован в 2001 г. Взамен были созданы территориальные органы службы занятости, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Доходы бюджетов разных уровней образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам в нашей стране относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, например средства, получаемые от сдачи в аренду государственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей и пр.;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности: штрафы, компенсации, конфискации и пр.
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней.

Безвозмездные перечисления могут поступать в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также в результате взаимных расчетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета являются налоги. В РФ они составляют около 70–80% доходов бюджета.

Под налогом согласно определению Налогового кодекса РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сущность налогов проявляется в тех функциях, которые они выполняют в экономике. На современном этапе развития хозяйства к основным функциям налогов относят:

  • фискальную – в ней реализуется главное предназначение налогов: аккумулирование в госбюджете средств, необходимых для содержания государства и выполнения им своих функций;
  • распределительную – ее смысл заключается в перераспределении доходов между различными категориями населения: от более состоятельных в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан;
  • регулирующую – она направлена на достижение при помощи налоговых механизмов тех или иных задач макроэкономической политики государства. Налоги могут быть нацелены на стимулирование той или иной деятельности, могут дестимулировать какие-либо экономические процессы, могут использоваться для осуществления воспроизводственных задач, т.е. аккумулировать средства для восстановления используемых ресурсов (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы);
  • контрольную – через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами;
  • поощрительную – налоговые механизмы должны быть нацелены на реализацию социальной политики государства, поощрять значимую для общества деятельность граждан, отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан (в нашей стране это предоставление налоговых льгот Героям Советского Союза, Героям России, вычеты из налогооблагаемого дохода физических лиц на содержание детей и иждивенцев, на платное обучением детей и пр.).

Современные принципы организации налогообложения опираются на положения, сформулированные еще А. Смитом. В настоящее время они были расширены и дополнены. Можно выделить следующие основные принципы налоговой политики:

  • обязательность уплаты налогов;
  • справедливость и "посильность" налогов, т.е. учет возможностей налогоплательщиков уплачивать налоги. Налог с дохода должен быть прогрессивным;
  • однократность взимания налогов. Пример применения этого принципа – замена налога с оборота налогом на добавленную стоимость;
  • простота, понятность и удобство системы уплаты налогов для налогоплательщиков и экономичность их взимания для налоговых органов;
  • сочетание в налоговой системе гибкости, динамичности, с одной стороны, и стабильности – с другой.

В связи с многообразием налогов возникает потребность в их классификации, т.е. разделении на виды. Рассмотрим некоторые виды налогов.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Это, к примеру, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др. Косвенные налоги взимаются через цену товара – акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др. Прямые налоги в мировой практике считаются более справедливыми, так как их трудно перенести на потребителя. Косвенные налоги легко частично или полностью перекладываются на потребителей.

В зависимости от налоговых ставок налоги подразделяют на пропорциональные , прогрессивные и регрессивные , их характеристики были рассмотрены в главе 19.

Расходы госбюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые организации; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество и пр.

Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.

Важнейшее значение в бюджетной политике государства имеет постатейное распределение бюджетных средств.

К основным доходам государственного бюджета относятся:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина, сборы;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • прочие налоговые доходы.

Основные статьи расходов государственного бюджета:

  • общегосударственные вопросы;
  • национальная оборона;
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • национальная экономика;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • охрана окружающей среды;
  • образование;
  • культура, кинематография, средства массовой информации;
  • здравоохранение и спорт;
  • социальная политика;
  • межбюджетные трансферты.

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, когда расходы равняются доходам. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами. Профицит – это превышение доходов над расходами бюджета.

1) Понятие и виды фискальной политики. Мультипликаторы государственных расходов с учётом изменения налоговых ставок и импорта.

2) Мультипликаторы налоговые и мультипликатор сбалансированного бюджета. Теорема Хаавельмо.

3) Бюджетный дефицит и его финансирование. Теорема Тикардо-Барро.

4) Концепции сбалансирования государственного бюджета

Важность, необходимость фискальной политики

Этот анализ позволяет определить насколько широка степень государственного вмешательства в экономическую систему. Например: какова доля национального дохода, перераспределяемого через гос бюджет. Какова оптимальная налоговая нагрузка. Мы можем определить как изменение гос расходов и гос налогов повлияют на экономическую конъюнктуру. Мы получаем ответ должен ли быть гос бюджет сбалансирован или нет.

Степень гос влияния экономики связана с теми функциями, которые берет на себя государство.

В странах плановой экономики доля дохода, перераспределяемого через гос бюджет 75%. Воздействие государства на уровень деловой активности для достижения полной занятости ресурсов на основе изменения государственных расходов: налогов и состояния государственного бюджета. Если рассматривать в исторической перспективе.

Виды фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политики. В коротком периоде её цель – вывести экономику из циклического спада и уменьшить циклическую безработицу. Методы её:

· увеличение гос расходов

· Снижение налогов

· Сочетание

Долгосрочная цель – увеличение экономического потенциала – увеличение предложения факторов производства.

Стимулирующая фискальная политика сопровождается накоплением бюджетного дефицита.



Рестрикционная политика – сдерживание циклического подъёма. Методы:

· снижение гос расходов

· увеличение налогов

· сочетание этих мер

В долгосрочном периоде – снижение экономического потенциала, стокфляция долговременная и налоговый клин.

В краткосрочном периоде фискальная политика сопровождается действием нескольких мультипликаторов:

1) мультипликатор гос расходов. допустим в рамках кейнсианского креста происходит увеличение гос расходов. Рис 1. (31.10) в результате происходит увеличение планируемых расходов и сдвиг линии планируемых расходов вверх на величину ΔG. Равновесный объём увеличился на величину большую чем ΔG. M(g)=1/(1-MPC). Формула мультипликатора гос расходов можно вывести из системы уравнений.

y= C+I+G , C = _C+MPC*y (подстановка второг в первое - система)

y=1/(1-MPC) * (C+I+G)

2) следующий мультипликатор: y= C+I+G , C = _C+MPC*y(1-t)

t – предельная налоговая ставка – ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

С=_С+MPC(y-Тполное)=_C+MPC(y-(_T+y*t)) Tn=_T+y*t

y=1/(1-MPC(1-t)) *(_C+_I+_G)

m(gt)=1/(1-MPC(1-t))

Прогрессивная система налогообложения способствует ослбалению эффекта мультипликатора, а значит стабилизации занятости и выпуска. Чем ниже t – тем сильнее мультипликатор

3) третий мультипликатор:

Y=C+I+G+Xn & C=_C+MPC*y(1-t) & Xn=_Xn-MPIM*y

Y=1/(1-MPC(1-t) + MPIM) * (_C+_I+_G+_Xn)

Первый множитель – мультипликатор госрасходов в открытой экономике

M(gxn)= 1/(1-MPC(1-t) + MPIM)

Эффект мультипликатора гос расходов в открытой экономике ниже чем в закрытой.

Наклоны линий планируемых расходов Е зависит от величиный МРС. Более высокая МРС соответствует более крутой линии Е, что даёт больший объём равновесного дохода У. (рис 2 от 31.10). Чем больше налоговая ставка t, тем более пологой будет линия планируемых расходов Е. Дело в том, что рост налогов снижает уровень планируемых расходов при каждом уровне дохода. Рост предельной склонности к импортированию ведёт к уменьшению наклона линии Е, так как большая часть расходов будет приходиться на покупку импортных товаров.

ΔД – аккордный(паушальный налог) – налог, который имеет постоянную величину и даёт одну и туже сумму налоговых поступлений при любой величине налога.

Допустим происходит снижение налогов в рамках фискальной политики на величину ΔД, тогда располагаемый доход (y-T) возрастает на величину ΔТ. В результате происходит увеличение потребительских расходов на величину MPC*ΔT. Тогда линия планируемых расходов Е сдвигается вверх на величину ΔТ, при этом равновесный объём выпуска увеличивается на величину Δу, которая равна Δу=- ΔТ*(MPC/(1-MPC)) => Δy/ ΔT=-MPC/(1-MPC)

M T =-MPC/(1-MPC)=-MPC/MPS

Рис1 от 7.11

Δy=- ΔT*(MPC/(1-MPC*(1-t))

Δу/ΔT=-MPC/(1-MPC*(1-t))

Мультипликатор трансферт работает аналогично мультипликатору налогов, но только в противоположных налогах.

Супер мультипликатор государственных расходов Кейнса.

M g-super =1/(1-MPC(1-t)-MPI+MPIM)

Супер мультипликатор налоговый Кейнса

M T-super =-MPC/(1-MPC(1-t)-MPI+MPIM)

y=C+MPC*y+I+MPI*y

y-MPC*y-MPI*y…

y(1-MPC)-MPI*y=_c+_I

y=1/((1-MPC)-MPI) *_C+_I

В рамках фискальной политики при манипулировании всеми её инструментами Δу=ΔG*(1/(1-MPC(1-t)+MPIM)) – ΔT*(MPC/(1-MPC(1-t)+MPIM)) + ΔTR*(MPC/(1-MPC(1-t)+MPIM))

Для управления экономической системой важно знать какой инструмент в борьбе с экономическими спадами сильнее, эффективнее и результативнее.

мультипликационный эффект от увеличения гос расходов сильнее, чем от налогов

Дело в том, что изменения гос расходов оказывают прямое непосредственное влияние на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает влияние косвенное. Налоги сначала повлияют на располагаемый доход, а потом на потребление.

Различия в масштабах влияния ΔG и Δt обсулавливают несколько вариантов фискальной политики. Если цель фискальной политики увеличить государственный сектор, то тогда во время преодоления циклического спада посредством проведения стимулирующей фискальной политики следует увеличивать гос расходы, а при сдерживании инфляционного подъёма в рамках ограничительной политики следует увеличивать налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой. Если же цель фискальной политики уменьшить государственный сектор, то во время спада нужно снижвать налоги, что даст небольшой стимулирующй эффект, а во время подъёма снижать госрасходы, что позволит быстро снизить уровень инфляции. что происходит в экономике, если одновременно с увеличением гос расходов на такую же величину повысить налоги дл сбалансировывания гос бюджета.

ΔG= ΔT=40, MPC=0,8

Δу Δ G - ? за счёт измения гос расходов = ΔG*Mg=40/(1-0,8)=200

Δу Δ T = ΔT*(-MPC/(1-MPC))=40*-0,8/(1-0,8)=-160

Δy Δ g Δ T =200-160=40

Теореме беххаавельма (рис 2)

увеличение госрасходов при равном увеличении налогов для сбалансирования бюджета вызывает рост дохода на туже самую величину. Таким образом мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 независимо от величины MPC. Он получен сложением мультипликатора госрасходов и мультипликатора налогов.

M G = Δу/ΔG=200/40=5

M T =Δу/T=-160/40=-4

M G + M T =1/(1-MPC)-(MPC)/(1-MPC)=1

Теорема Рикардо-вальна

Дискреционная фискальная политика (гибкая или активная) – сознательное и целенаправленное мунипулирвоание со стороны законодательной власти налогобложением, госрасходами и состояние бюджета в результате решения правительством.

Недискреционная фискальная политика – автоматическая или пассивная – это автоматические изменения в уровне чистых налоговых поступлений независимо от решений правительства. Эта политика предполагает автоматические изменения доходов занятости безработицы и инфляции в результате циклических колебаний.

Дискреционная политика – при стимулирующей дискреционной политики во время циклического спада, для увеличения АД целенаправленно создаётся дефицит госбюджета. В результате увеличения гос расходов или снижения налогов. В периоды подъёма при ограничительной дискреционный политики государство осознано идёт на создание профицита бюджета. Проводя дискреционную политику правительство должно быть точно уверено в какой фазе цикла находится экономика и что ожидает + учесть временные лаги. Статистическая информация, которая позволяет определить фазу цикла.Статистическая информация может быть с опозданием и государство опирается на прогнозы, поэтому трудно определить действительно в экономике намечается спад или это видимость. даже если достоверно установлено наличие спада, то всё равно в этом случае государству потребуется время на разработку мер, стимулирующей фискальной политики (это время называется лаг принятия решения). Может случиться, что пока разрабатываются новые меры, а спад пройдёт, то будет нанесён вред. Лаг принятия решения – внутренний лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия выработки мер дискреционной политики. Есть ещё внешние лаги – время между моментом выработки мер и моментом проявления результатов от этих мероприятий.

Автоматическая политика – недескриционная – результат действия автомаьтическихили встроеных в систему стабилзаторов.

Стабилизаторы –механизмы, которые позволяют снизить амплитуду циклических колебаний занятости и выпуска не прибегая к изменениям политики правительства к частым обсуждениям и изменениям законов в пардламенте. стабилизаторы уменьшают реакцию реального ввп на изменение АД. В роли стабилизаторов выступают: прогрессивное налогообложение, государственные трансферты, система страхования безработицы, ситсемы участия в прибылях. экономические стабилизаторы ведут к автоматическому появлению дефицитов и профицитов бюджета

рис3 Влияние на экономику

Наклон ломаной линии Т на каждом из участков зависит от изменяющейся предельной налоговой ставки. налоговые поступления в бюджет равны произведению T=у*t. При каждом более высоком уровне дохода повышается налоговая ставка, а кривая Т становится более крутой. Е – точка ситуации сбалансированного бюджета, когда поступления в бюджет равны гос расходам. По мере экономического спада в экономике выпуск снижается и тогда поступления от налогов в бюджет тоже снижаются. Таким образом уменьшается налоговое бремя и тем самым экономический спад смягчается. Иначе говоря во время спадов происходят как бы «приросты доходов» и колебания АД становятся не столь сильными. По мере экономического подъёма выпуск растёт и налоговое бремя растёт. При этом образующиеся циклические бюджетные дефициты помогают бороться со спадом. Ну а профициты помогают сдерживать подъёмы. Стабилизаторы способны сократить размах колебаний примерно на 1/3.

Циклический дефицит – такой дифицит, который вызван автоматическим снижением налоговых поступлений или увеличением госрасходов, гострансфертов во время спада цикла.

Первичный дефицит – общий дефицит госбюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по госдолгу.

Фактический дефецит – разность между фактическими расходами и доходами.

BDфакт=G-y*t

дефицит структурный – разность между расходами и доходами государственного бюджета, расчитанная для состояния полной занятости ресурсов.

BDстр=G-y * *t

Циклический дефицит бюджета = фактический – структурный

BDцикл=BDфакт-BDструкт =t(y* - y)

увеличение степени встроеной стабильности экономики противоречит другой важной долгосрочной цели фискальной политики. А именно такой цели как увеличение стимулов к увеличению роста производства, экономического потенциала.

Стимулы к инвестированию в бизнесе, к предпринимательскому риску, к инициативе сильнее на более пологих участках линии T. Но с другой стороны государству стоит выбирать между краткосрочными и долгосрочными перспективами.

Анализ фискальной политики и бюджетного дефицита по принципу утечки-инъекции.

Экономика не включается экспортные и импортныео тношения, S и T – утечки из экономического кругооборота. I и G – это инъекции. В условиях равновесия сумма утечек должна быть равна сумме инъекций. S+T=I+G

S-I=G-T. Превышение сбережений над инвестициями вызывает ситуацию дефицита госбюджета.

S=I+G-T. Увеличение бюджетного дифицита при неизменном объёме сбережений будет вести к снижению инвестиций, т.е. к эффекту вытесненния.

Финансирование бюджетного дифицита. Степень стабилизирующего воздействия бюджетного дефицита на экономику зависит от способа его финансирования.

денежно-кредитная эмиссия – монетизация дефицита –

1. сеньорож возникает у государства, но он возникает при превышении темпа роста массы денег на темп роста реального ВВП. Агенты в этом случае платят инфляционный налог. Все эти негативные последствия вызываются сверх эмиссией

2. Заимствование у ЦБ – мин фин берёт у ЦБ в долг продав ему ценные бумаги, тогда ЦБ увеличивает сумму на текущем счёте минфина и тогда эти деньги поступают на счета коммерческих денег.

3. расширение кредитов ЦБ госпредприятием по льготным процентным ставкам.

4. отсроченные платежи – ситуация, когда правительство делает закупки, но вовремя не расплачивается. Если закупки такие у частного сектора, то тогда частный сектор накручивает цены заранее, чтобы застроховатьяся от неплатежей правительства. Может быть так, что неплатежи могут накапливаться внути самого госсектора, то они часто финансируются ЦБ и поэтому

Монетизации: увеличение денежной массы: в результате процентная ставка падает, то тогда возрастают инвестици, растёт АД и есть предпосылки для роста ВВП, относительная недолгость.

минусы: эффект Оливера-Тонзи – в случае монетизации дефицита и в условиях роста инфляции возникает ситуация, когда поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться за время с момента получения дохода до уплаты налога. Эффект Оливера-Тонзи возникает из-за сознательного затягивания экономическими субъектами ситуации с уплатой налогов. Такие эффекты наблюдаются при гиперинфляции – в 92 и 93 годах России такое было, Латинская Америка 1970х годов. результат эффекта – рост бюджетного дифицита.

Выпуск гос займов – операции на рынке

1) выпуск гос займов у населения и у коммерческих банков (+: быстрота, - : государство например продаёт свои ценные бумаги, тем самым предъявляя дополнительный спрос на кредитные ресурсы. в результате общий спрос на кредитные ресурсы возрастает. Значит в этих условиях при неизменной денежной массе будет происходить рост процентной ставки, а значит частные инвестиции сократятся и сократятся потребительские расходы, связанные с потребительским кредитом. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики ради успешного проведения которой создавался финансируемый займами дефецит гос бюджета. При данном эффекте гос-во вытесняет с кредитного рынка частных заёмщиков, а значит происходит снижение производственного потенциала страны, так как идёт вымываниеи капитала из реального сектора. при неполной занятости ресурса эффект вытеснения не может быть полным. конечно займы государства на кредитном рынке увеличат процентую ставку, но одновременно гос расходы, увеличиваемые при стиумлирующей фискальной политике и вызывающие дифицит бюджета, эти госсраходы благодаря мультипликтаору вызовут рост равновесного дохода, а значит создастся основа для увеличения сбережений. И тогда полного вытеснения не произойдёт.

2) состояние полной занятости - если произойдёт увеличение гос расходов, то тогда увеличивается АД, а значит и рост уровня цен, тогда реальная денежная масса сократится, произойдёт рост процента и наступит полное вытеснение частных инвестиций с кредитного рынка, т.е. все потенциальные кредиты будут недоступны частным инвесторам, а достанутся государству. дело в том чт при полной занятости нет мультипликатора, а значит у не приростёт, и сбережения не прирастут (при прч равных условиях) минус2 – долговое финансирвоание дефицита считается формально неинфляционной политикй. Угроза инфляции полностью не устраняется, а создаётся отсрочка для инфляции. Центральный банк рано или может скупить свои бумаги на вторичном рынке и всё равно усилется инфляция. теоремя Сарджента-Уолеса. накопление гос долга. 4 минус – дефицит платёжного баланса.

3) увеличение налоговых поступлений в бюджет – комплексная налоговая реформа, направленная на снижение налоговых ставок и повышение налогово облагаемой ставок

Продажа государственных активов.

Стабилизирующее влияние бюджетного излишка.

Наибольшее стабилизрующее его воздействие бюджетного излишка наступает при его полном изъятии, препятствующем выплате процентов по гос долгу, увеличению соц трансфертов и увеличению фин других гос расходов.

Рост циклического и бюджетного излишка бывает в фазе подъёма и любые выплаты государства ввиде процентов по госдолгу именно в данной фазе цикла усилят АД.

Теорема Рикардо-Барро. под влияние кейнсианства до 70-80гг в экономическом мире считалось, что бюджетные дефициты не так страшны, но именно на рубеже указанных десятилетий начались дискуссии по поводу того, насколько допустимы долги и бюдж дефициты. В 1974 г – теорема эквивалентности Барро.

Финансирование гос расходов за счёт долга равно финансированию гос расходов за счёт налогов.

Стандартная логика экономистов до Барро: происходит снижение налогов в рамках стимулирующей фискальной политики, финансируемая за счёт гос займов и за счёт накопления гос долга. При неизменности компонента G. Тогда этим самым стимулируется рост потребительских расходов и сокращение нац сбережений. В итоге растёт процентная ставка, а значит наблюдается снижение инвестиционной активности. Исходя из фиксируемого роста потребления предполагается увеличение АД и соответственно дохода в коротком периоде, но в долгом периоде происходит снижение объёмов накопленного капитала и замедление экономического роста.

Роберт Барро сделал допущения:

· люди настолько рациональны, что обладают абсолютным предвидением будующего налогового бремени

· люди принимают решения в условиях бесконечного периода горизонта планирования

· существуют только паушальные налоги

Барро рассуждал так: если происходит снижение налогов, финансируемые за сёт увеличения гос долга, финансируемое увеличением гос долга, но не происходит роста S, а налоговое бремя распределяется с настоящего поколения на будующее.

Потребление по логике барро зависит не только от текущего дохода, но и от различных ожиданий экономических субъектов. Люди понимают, что сегодняшнее снижение налогов превратится в их повышение завтра. И эк субъекты предвидя это будут снижать потребление и увеличивать сбережения.

Если рассмотреть эту расширительную политику с другой стороны через изменение гос расходов при постоянство налогов последствия будут аналогичными.

Во первых можно упрекнуть модель, люди не всегда рациональны. Люди имеют горизонт планирования не бесконечный.

Эта теорема легла в основу положения о том, что фискальная полтика не может влиять на уровень выпуска и уровень занятости.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта