Главная » Истории успеха » Как называется отражение в. Вопрос: Как называется отражение прямой связи между количеством приобретаемого товара и его ценой в условиях рыночной экономики

Как называется отражение в. Вопрос: Как называется отражение прямой связи между количеством приобретаемого товара и его ценой в условиях рыночной экономики

в общем смысле: а) реакция, противодействие, б) рефлексия, обращение назад, в) отображение, придание образа; в философском смысле (ближе к терминам "отображение", "образ"): способность взаимодействующих вещей воспроизводить (в себе, на себе) характерные особенности друг друга.

О. обычно понимают как один из внутренних моментов и эффектов всеобщего взаимодействия вещей, явлений, процессов. Абстракция О. венчает односторонний взгляд на сложнейший процесс взаимоотражения контрагентов А, В, С и т. д., когда не принимается во внимание многообразие взаимных отпечатываний друг в друге всех участников взаимодействия, а учитывается только запечатлевание некоторых черт, например, А в свойствах В. Поэтому более точно о специфическом эффекте взаимодействия А и В следует говорить как о взаимном О. этих А и В. Собственно же об О. говорят как о таком одностороннем воздействии А (отражаемого) на В (отражающее), когда в В возникает след от А. Если назвать "образом" след а(А), оставленный прообразом А на В (или внутри В), то из определения О. как воспроизведения А в В вытекают такие следствия: а) прообраз логически первичен, а образ вторичен, б) образ в каком-либо отношении соответствует своему прообразу; в) находясь в составе своего носителя, образ способен при определенных условиях влиять на внутренние процессы и внешние реакции в отражающем. Подчас вместо терминов "прообраз" и "образ" используют синонимы "оригинал" и "копия".

Дискуссии о сущности О. начинаются с расхождений философов в толкованиях понятий "воспроизведение А в В" и "образ". Надо ли понимать "воспроизведение" как некое механическое или химическое проникновение части А в В и взрашивание ее там? Или оно ближе к представлениям об операциях снятия копии, фотографирования, картографирования? Быть может, целесообразнее более абстрактно выразить "воспроизведение" либо через понятие знаково-символического соответствия образа прообразу, либо посредством математического понятия отображения - функцией перехода от прообраза к образу, определяющей характер соответствия между ними? Так или иначе в ходе истории философии сложились и противоборствуют две теоретические альтернативы: 1) образ - это представительная часть оригинала А в отражающем В (доктрина Демокрита об эйдосах, учение Дж. Локка о простых идеях, теории ряда социологов о репрезентативной выборке и др.); 2) образ - метка (знак, символ, иероглиф) прообраза, но никоим способом не сторона или часть отражаемого (агностицизм, бихевиоризм, кодовые концепции психики и т. д.). Каждая из альтернатив имеет фактическое подтверждение. Скажем, первая ("эйдетическая", "картинная") альтернатива подкрепляется такого рода примером: мы пообщались с представителем какой-нибудь страны, в которой сами никогда не бывали, и через этот "эйдос" произвели в себе образ целой страны и населяющих ее людей. Сторонники знакоподобия образа, обращаясь к иным примерам, фальсифицируют "теорию копий". Так, они говорят, что странно считать свой образ в зеркале частью или стороной своего тела, а также полагать, будто в этом образе картинно воспроизведена сущность "я"; не требуя от образа свойства быть картиной объекта, достаточно утверждения о существовании между А и а(А) в составе В причинной связи. Следствие же не обязательно похоже на причину, и в общем случае понятие соответствия образа прообразу удобнее пояснять словами: "модель", "схема", "сценарий", "фрейм", "код", "языкоподобное описание", "метафора", "символ", "знак".

Если взглянуть на проблему сущности О. в аспекте соотношения образа и его носителя, то и тут мы обнаруживаем несовпадение ответов сторонников "картинной" и "знакоподобной" трактовок образа. Остроту данной проблеме придают следующие три основных вопроса: (1) Можно ли утверждать, что а(А) занимает отдельное место в В, т. е. имеет метрические свойства, или, напротив, образ принципиально не занимает никакого места и представляет собой разновидность виртуального бытия, т. е. есть нечто снятое, функциональное? (2) В какой мере целостность образа зависит от содержания оригинала, а в какой - от характера взаимодействия А и В и от особенностей отражающей инстанции? Какое из утверждений следует принять: а) содержание а(А) обусловлено прежде всего самим А (приоритет предметного значения образа), б) содержание а(А) в первую очередь операционально, детерминировано характером взаимодействия А и В (первенство операционального значения образа), в) содержание а(А) преимущественно определяется природой отражающего агента (преобладание внутрисмыслового, символического значения образа)? (3) Нейтрален ли образ в отношении своего носителя, или, наоборот, а(А) всегда активен (хотя и в разной степени) по отношению к В, стремится трансформировать исходное состояние своего носителя?

Все эти вопросы принадлежат к числу вечных, и вряд ли спор выиграют в обозримом будущем: либо "теория образов-копий" (Демокрит, Аристотель, Локк, Фейербах, В. И. Ленин, Т. Павлов и др.), либо "теория образов-меток" (Беркли, Юм, Кант, И. Мюллер, ·· Гельмгольц, Г. В. Плеханов, Б. Рассел, Дж. Фодор и др.), либо те, кто вообще отвергают реальность О. - например, реальность психических образов внутри человека (Теофраст, Д. Уотсон, Д. Дьюи, У. Куайн, М. Хайдеггер и др.).

Кратко упомянем конкурирующие ответы на поставленные выше вопросы.

(1) Многие материалисты, вслед за атомистом Демокритом, верили в вещественность и протяженность образов-копий. Например, они полагали, что образы могут механически внедряться в наши головы и, объединяясь там в крупные ассоциации, порождать сложные идеи. В свете подобного взгляда, субъектом мышления является, скорее, сам образ, но не обладающий этим образом человек; на вопрос, сколько сейчас в вашей голове мыслей, можно было бы ответить, в принципе, вполне буквально. Иные материалисты, вслед за Т. Гоббсом, отождествляли ментальные образы с некоторыми физическими процессами в мозге, а П. Кабанису приписывают формуй "Мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь". В этом случае субъектом мышления следует признать сам мозг; известная французская пословица гласит: "Мыслить? Зачем? Ведь за нас это делает наш мозг!"; вместе с тем в этом случае трудно признать, что материальные мыслевыделения мозга (мышление как функция мозга) суть копии каких-либо внешних вещей, хотя их пусковая причина может корениться во внешних раздражителях. Наконец, материалисты (например, марксисты), солидарные с формулой Л. Фейербаха о сознании как субъективном образе объективного мира, чаще всего обходят молчанием проблему пространственности образа и предпочитают говорить, что субъективный образ не содержит в себе ни грана вещества отражаемого предмета, а из чего он состоит сам по себе - неизвестно. В свете такого подхода, субъектом осознанного О. мира является целостный человек, а не просто его мозг и тем более не некие летающие в воздухе объективные идеи-копии.

Спиритуалисты и идеалисты, разделяющие аристотелевскую теорию образов, приписывают образам признаки бесплотности и непротяженности. Образ есть "житель" формального (существенного), а не материального (феноменального) мира. Так, в теории рефлексии (взаимоотражения противоположностей) Гегеля, изложенной им прежде всего в "Науке логики", образ описывается как продукт дематериализации (диалектического снятия) части инобытия внутри самобытия и превращения снятого содержания в виртуальное "свое иное" - в одну из множества бесплотно и неметрично развивающихся возможностей в сфере сверхчувственной сущности.

Наконец, критики философского принципа О. пытаются закрыть обсуждаемую проблему ссылками на самоопровергаемость и бессмысленность теории образов. Из ряда выдвинутых ими контрдоводов наиболее сильным является следующий, восходящий, по мнению Р. Л. Грегори к Теофрасту, довод. Если допустить, что внутри нас - скажем, в черепной коробке - есть телесные копии внешних вещей, то кому и зачем они там нужны, кто или что рассматривает их изнутри во тьме мозга? Невольно придется привлечь для объяснения либо некий "внутренний глаз", который должен будет просматривать эти образы, либо идею "внутренней руки", ощупывающей их, чтобы мы могли судить по ним, каков внешний мир. Но что будет продуктом "внутреннего взора" или "внутренней руки" - очередной образ? Эта логика ведет к выводу о бесконечной веренице вложенных друг в друга гомункулусов, созерцающих образы один другого. А такой вывод представляется абсурдом и косвенно свидетельствует о существенной уязвимости теории О. Возражение Теофраста сохраняет свою силу и в том случае, если "копию" толковать не буквально, но как нечто, составленное электромагнитными полями (Р. Л. Грегори),

или даже как вообще бесплотное, поскольку остается непонятным, зачем нужно удваивать мир на мир вещей и мир их внутренних копий, неизвестно как "потребляемых" получателями этих копий. Другой аргумент против теории О. был выдвинут бихевиористами: референт "образа" доступен только интроспективно и не обнаруживается экспериментальным путем (Д. Уотсон, У. Куайн); не лучше ли вообще устранить из психологии понятие образа и ограничиться изучением соотношений между стимулом и реакцией, раздражителем и поведением? Вместе с тем, бихевиоризм не устраняет в полной мере принцип О., но сводит его к утверждению о наличии соответствия между стимулом и поведением, так что само поведение (реакция) становится в некотором роде "образом", "функцией" от стимулирующего воздействия. Вовсе не обязательно настаивать на том, что О. есть только внутренний процесс и что образ хранится, как в музее, в глубинах отражающего, в его внутренней структуре. Воспроизводить и удерживать "иное в своем" можно и внешним способом (печать на воске), так что небезосновательна попытка отождествлять философское понятие О. с реакцией отражающего на воздействие отражаемого.

(2) Чаще всего философский интерес к теме О. не самостоятелен, но обусловлен соображениями построить то или иное учение о человеческом познании. Принимая идею о мозге как зеркале природы, наивный реализм в гносеологии умозаключает, что родовой человек видит мир таким, каков этот мир сам по себе, т. е. образ а (А) в целом обусловлен отражаемым А. Например, солидаризируясь с материалистическим сенсуализмом XVII - XVIII вв., В. И. Ленин утверждал, что за миллионы лет эволюции органы чувств человека приспособились истинно отражать внешний мир и что наше сознание именно копирует, фотографирует объективную реальность. Развитой Декартом метафоре познания как "зеркала природы" И. Кант противопоставил метафору познания как исследования человеком следов, которые сам же человек оставил на объекте ("субъект познает в объекте собственные же определения"). Отталкиваясь от кантианской идеи понятия как "схемы действия", операционализм утвердил "деятельностный подход" в философии и психологии: познавательный образ есть особый продукт взаимодействия А и В, и в нем прежде всего воплощена история взаимодействия, а не существо порознь взятых субъекта и объекта; гносеологическое соответствие образа прообразу отвергается, а образ наделяется по преимуществу операциональным значением (П. Бриджмен, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский). Наконец, в классическом субъективном идеализме силен мотив, что ощущения никак не могут быть копиями вещей, ибо они не похожи на те раздражители, которые их порождают; "образы" суть наши переживания, они выражают качество нашей внутренней жизни и могут походить только на другие "образы", но вовсе не на некие "первичные качества" (Дж. Беркли, "физиологический идеализм" И. Мюллера и Ч. Белла и др.).

Как бы ни понимать отношение а(А) к А в категориях сходства и несходства (образ картинно похож, мало похож или совсем не похож на оригинал), тем не менее оно во всех случаях может быть обозначено общим понятием "соответствие" - ведь в соответствие могут быть поставлены даже вовсе не похожие друг на друга множества элементов (например, множество пальто и множество крючков в гардеробе). Соответствие образа прообразу имеет свои степени и конкретизируется математическими понятиями изоморфизма, гомоморфизма и автоморфизма.

(3) В материалистических концепциях О., основывающихся на принципе эволюции природы, проводится мысль о постепенном возрастании активности а(А) в составе В по мере саморазвития материи. Типология основных форм О. в этих концепциях в целом повторяет типологию душ в древнем гилозоизме: свойства О. в неживой природе похожи на свойства минеральной души, раздражимость простейших одноклеточных и растений - на свойства растительной души, чувствительность - на признаки животной души, а мышление - на особенности разумной души. В неживой природе след воздействия А на В описывается как пассивное О., т. е. как нечто, не пробуждающее специальной активности В (подобно безразличию зеркала к тому, что в нем отражается). В живой природе О. имеет активный характер, используется для ориентации организма в мире, для упреждения нежелательных воздействий среды (теория П. К. Анохина об опережающем О., теория информационного О.). Способность отражающего В использовать а(А) как средство для своего выживания и "преднастройки" по отношению к будущему - суть информационно-сигнального О., когда именно информация становится содержанием образа.

Вместе с тем, акцентируя внимание на "зеркальности" О., материализм не объясняет достаточно последовательно, почему можно "отражать" то, чего еще или уже нет, и почему сознание человека не только отражает, но и творит мир. Принцип О. во многом остается противоположным принципу творчества и весьма внешним способом (например, в марксизме) соположен с онтологической проблематикой развития и диалектикой.

Напротив, в теории рефлексии Гегеля источником всякого развития объявляется взаимоотражение качеств. В первый момент вторжения в В а(А) сохраняет свое сходство с прообразом А, т. е. является копией А. Постепенно а(А) начинает осваивать В, пытаясь подчинить последнее себе. В свою очередь, основание В стремится восстановить свою самость и осваивает а(А), десантируя в него часть своего активного содержания в(В); в первый момент в(В) также представляет собой копию В. Попеременно перехватывая друг у друга инициативу, а(А), В и в(В) взаимоизменяют друг друга до той поры, пока между ними еще остается какое-либо существенное различие. Невидимые внешнему взору количественные изменения внутри В в конечном счете приведут к творческому акту: вместо В возникнет новое качество С, образовавшееся путем овеществления слившихся - через взаимоизменение - воедино прошлых В и а(А). Творение эмерджента С объясняется Гегелем как итог активного противоборства отражающего и образа и образования особого тождества этих внутренних противоположностей всякого наличного бытия - проекта будущей новой вещи. Следовательно, по Гегелю, всякое взаимоотражение качеств активно и напряженно; образ быстро перестает быть копией своего прообраза, как только вступает во взаимодействие с отражающим качеством, но тем не менее вплоть до коренного изменения качества В остается внутри В представителем иного бытия, "своим иным". Не случайно говорят, что у Гегеля логика, диалектика и теория познания суть одно; принципы рефлексии и творчества в его системе совпадают друг с другом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

А. КАЛИНИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Слово "Hate" ("ненависть") на майке девушки превратилось в зеркале в слово"Love" ("любовь").

Фотография служит разгадкой старинной загадки: "Я крошечное слово и выразить готово печаль, испуг, плохой успех Теперь меня переверните, и выйдет смех". (Из "Литературного прибавления к Русскому Инвалиду". 1830-е годы.)

Перевод с английского текста внизу открытки: "Прочитать мое письмо нетрудно, если взять зеркало". Послание в зеркале: "Вы будете моим?" Почтовая открытка, США, начало ХХ века. Из коллекции Алена Рольфса (США).

Текст расположен горизонтально, зеркало - внизу. Имя на платке превратилось в слово "шутка". Сергей Федин. 2006 год.

Английское слово "teach" ("обучать") в зеркале читается как "learn" ("учиться"). Скотт Ким. Около 2000 года.

Текст написан столбиком, зеркало стоит сбоку. Имя куклы "Таня" превратилось в "танк". Автор зазеркала - Сергей Федин, костюма для куклы - Светлана Звонарева. 2006 год.

Текст написан столбиком, зеркало расположено сверху (или снизу). Рука пишет слово "нос", в зеркале видим "сон".

Ни одно из трех слов не изменилось после отражения в зеркале. Переставились только строчки - и фраза приобрела новый смысл.

Спрятав за зеркалом половину слова "ТОПОР", получим палиндром "ТОПОТ".

Старинная детская забава подсказала идею зеркального палиндрома, приведенного выше.

Отражение слова "ДОН" в угловом зеркале породило три новых слова: "ТОН", "НОД" ("наибольший общий делитель") и "НОТ" ("научная организация труда"). Сергей Федин. 2006 год.

Леонардо да Винчи шифровал свои записи зеркальным шрифтом. Из книги: Р. Уоллэйс. Мир Леонардо. - М., 1997.

Старинная загадка, написанная зеркальным шрифтом. Справа от надписи поставлено зеркало, в нем виден "расшифрованный" текст. Загадка имеет два правильных ответа. Один из них - "зеркало". А другой?

Глядя на свое отражение в зеркале, невольно задаешься вопросом: почему зеркало меняет местами левое и правое, а верх и низ - нет? Попробуем разобраться в этом, хотя, как принято говорить, "вопрос не простой". "Наука и жизнь" уже разбиралась в этом (см. "Наука и жизнь" № 12, 1962 г., стр. 98), профессор Я. А. Смородинский объяснял, что ответ лежит не в области элементарной геометрии, а скорее в области психологии. То, что мы называем верхом и низом, для зеркала не существует. Верх и низ меняются местами у нарисованного изображения, если зеркало расположить соответствующим образом.

Другой пример. Пусть за спиной у нас находится стена комнаты. В зеркале эта же стена видна впереди нас. Мы рассуждали о левом и правом, о верхе и низе, а зеркало, оказывается, перемещает вперед то, что находится сзади нас. Если теперь сложить свойства зеркала, с которыми мы познакомились, можно прийти к выводу, что зеркало не переставляет стороны изображения, а как бы выворачивает наизнанку все, что находится перед ним. При этом пол, стены, потолок в отражении выглядят точно такими же, как в действительности. Что же изменилось?

Снова обратимся к опыту. Возьмем тонкую перчатку и вывернем ее наизнанку. Что получится? Тоже перчатка, а если она без швов, например резиновая, то и выглядеть будет точно такой же, какой была до нашего опыта. Но попробуйте ее надеть, и тогда поймете, что случилось: если вы взяли правую перчатку, она стала левой, и наоборот! То же самое происходит в зеркале с любым предметом. Например, правая перчатка, надетая на правую руку, в зеркале окажется на левой руке вашего отражения.

Слова "верх", "низ", "спереди", "сзади", "левое", "правое" человек придумал для того, чтобы обозначать положение предметов друг относительно друга и направления движения. Все шесть слов сохраняют эти значения до сих пор. Однако слова "левое" и "правое" мы применяем не только для указания направлений, но и как термины. С их помощью мы различаем некоторые парные объекты. Как раз такие, которые "превращаются" друг в друга при отражении в зеркале: левая и правая перчатка, левая и правая резьба (или винт), левая и правая рука (или нога). Поэтому иногда происходит смешение понятий. Чтобы избежать путаницы, в науке используют термин "зеркальная симметрия". А ответ на поставленный вопрос может быть таким: в зеркале мы видим не точную копию объекта, а его зеркально-симметричное отражение. При этом если в названии объекта присутствует слово "правый", например "правая рука", то, характеризуя его зеркальное изображение, используют слово "левый".

Самое короткое объяснение того, что происходит в зеркале, дают математики: трехмерное пространство можно представить в двух системах координат - правой тройки осей XYZ и левой YXZ. Никакие повороты и параллельные переносы не переводят правую систему координат в левую. Но если правую тройку расположить перед зеркалом, то отраженная система будет левой, и наоборот.

Наденьте майку с надписью на груди и посмотрите на себя в зеркало. Вы сразу обратите внимание, что, за редкими исключениями, о которых речь впереди, слова на майке превратились в бессмысленный набор букв. Наверняка люди заметили это раньше, чем додумались делать надписи на одежде. Более пятисот лет назад они нашли полезное применение зеркальным отражениям - стали записывать с их помощью секретные послания, чтобы эти записи не могли прочитать посторонние, не посвященные в тайну шифра. Леонардо да Винчи засекречивал таким способом свои дневники и личные записи. Кроме того, он был левша, и писать справа налево ему было удобно - рука не загораживала написанное и не смазывала чернила. Позже люди придумали более замысловатые шифры, и зеркальные записи перекочевали из секретных бумаг в сборники игр, развлечений и головоломок.

Что касается букв и надписей, отраженных в зеркале, то не все они выглядят вывернутыми наизнанку или перевернутыми. Некоторые буквы не изменяют свой вид, например Ж, Н, О и другие. Поэтому из них можно составлять надписи, совпадающие с отражением. Правда, в них не будет двойственности.

Идея "обмануть зеркало" и придумать надписи, которые не только читаются в зеркале, но еще и меняют при этом значение, впервые возникла у любителей головоломок из нескольких стран в разные годы второй половины ХХ века. Посмотрите на фотографию девушки в красной майке. У нее на груди надпись "Hate" ("ненависть"). В зеркале мы видим ту же самую девушку в майке с надписью противоположного смысла: "Love" ("любовь").

Первым, кто занялся поиском русских слов, меняющих смысл при отражении в зеркале, был писатель, автор занимательных задач и многих статей в журнале "Наука и жизнь" Сергей Николаевич Федин. Он назвал их зазеркалами.

Зазеркал - это текст, второе значение которого видно при отражении в зеркале. Их называют еще "просветни", так как можно повернуть лист бумаги с зазеркалом тыльной стороной к себе и читать второе значение слов на просвет, как бы находясь в пространстве воображения.

Оказалось, что существует не менее шести типов зазеркалов.

Первый тип зазеркалов - текст написан горизонтально, зеркало стоит сбоку. В этом случае надпись "ХА - ХА" превращается в "АХ - АХ". Эти два коротких слова, вероятно, самый первый русский зазеркал. Он известен с начала XIX века, когда был опубликован в виде загадки.

Второй тип зазеркалов - текст написан горизонтально, зеркало снизу (или сверху). Пример вы видите на фотографии девушки в платке (бандане). Отразившись в зеркале, слово "Машка" превращается в слово "шутка".

Третий тип - текст написан вертикально, зеркало сбоку. В результате кукла "Таня" может превратиться в "танк"! Конечно, имеется в виду ее характер.

Четвертый тип - текст написан вертикально, зеркало сверху (или снизу). Тогда на бумаге пишем "НОС", а в зеркале видим "СОН".

К этому же типу относится и отражение текста, состоящего из нескольких строк. В зеркале верхние и нижние строчки переставляются местами, в результате изменяется смысл предложения. Например, вы пишете: "закон как жена", а в зеркале будет читаться: "жена как закон".

Пятый тип - зеркало ставят внутри надписи, разделяя ее на две части. Этим способом можно получать палиндромы - слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Из слова "ТОПОР" получаем "ТОПОТ". Разместив зеркало в имени "АНТОН" перед буквой Т, мы увидим палиндром - женское имя "АННА".

Шестой вид зазеркалов - самый интересный и самый редкий. Он называется "трельяж". Возле таких слов зеркало можно ставить в любом положении - сбоку и сверху. И каждый раз будет появляться новое слово. Чтобы получить трельяж, проще всего использовать буквы, симметричные относительно двух осей: вертикальной и горизонтальной. Но таких букв только пять: Ж, Н, О, Ф и X. Кажется, что по крайней мере один трельяж составить легко - надо взять слово "ОН". Тогда в первом зеркале мы прочитаем: "НО". А во втором? Снова "ОН". Тогда это не трельяж, ведь в нем должно быть три разных слова! Остается единственный путь - рисовать буквы, которые переходят не сами в себя, а в другие, нужные по смыслу. Вот с такой задачей я обратился к Сергею Федину. На следующий день он показал мне первую находку. Слово "ДОН" было написано так, что в зеркале, поставленном сверху, читалось "ТОН", а в зеркале сбоку - "НОД". Читателям, давно окончившим школу, последнее слово может быть непонятно. Хотя в шестом классе они наверняка знали, что Наибольший Общий Делитель - это число, помогающее складывать дроби. Придуманный Фединым трельяж преподнес сюрприз, когда мы поставили возле него угловое зеркало. Из-за двойного отражения неожиданно появилось четвертое слово - "НОТ" (в 1920-х и 1970-х годах сокращение НОТ было широко известно и означало "научная организация труда"). Если встать перед угловым зеркалом, можно убедиться, что оно не меняет местами левое и правое. Достаточно протянуть своему отражению правую руку (для рукопожатия), и оно тоже протянет вам правую руку, а не левую, как в обычном зеркале.

Но вот парадокс: видов зазеркалов много, а самих зазеркалов маловато. Объясняется это не только новизной жанра, но и особенностями русского алфавита. Когда зеркало ставят сбоку (боковые зазеркалы), в нем без искажений отражаются буквы, симметричные относительно вертикальной оси. Таких русских букв - двенадцать, то есть треть алфавита: А,Д,Ж,Л,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш, но среди них всего две гласные. И нет ни одной печатной буквы, которая при отражении в зеркале превращалась бы в какую-нибудь другую. Трудности эти преодолевают, переходя к нарисованным буквам. В зеркале они превращаются в другие буквы алфавита. Это существенно расширяет пределы сочинитель ства. Правда, возникают сложности с прочтением нарисованного текста. Тут уже все зависит от мастерства художника.

Когда зеркало ставят сверху от слова (или, что все равно, снизу), то буквы мы видим перевернуты ми "вверх ногами". Большинство из них искажаются, перестают быть понятными. Исключение составляют Р, переходящее в Ь, и буквы, симметричные относительно горизонтальной оси. Их двенадцать: В,Е,Ж,З,К,Н,О,С,Ф,Х,Э,Ю. Слова, составленные из указанных букв, после отражения в зеркале не изменяются, но их недостаточно для изобретения оригинальных зазеркалов. В этом случае нас опять выручают специально придуманные, нарисованные буквы.

От нарисованных зазеркалов вернемся к рукописным текстам и шифрованному способу записи, которым пользовался Леонардо да Винчи. Великий художник освоил особый вид письма, который, впрочем, при определенном терпении и настойчивости по силам каждому.

Поставьте зеркало перед листом бумаги и пишите, глядя не на бумагу, а на ее отражение. С первой попытки у вас вряд ли что-нибудь получится. Мы привыкли, что движения рук следуют за взглядом и проверяются им. Рука ведет линию вправо, взгляд следит за линией и тоже перемещается вправо. В зеркале все наоборот. Карандаш движется вправо, линия в зеркале чертится влево, ведешь карандаш вниз, а линия ползет вверх. Поэтому обучение придется начать, как в первом классе, с написания отдельных букв. Проще всего освоить печатные, состоящие из горизонтальных и вертикальных черточек. Через некоторое время рука привыкает к новому способу, она запоминает, что перо надо двигать справа налево и снизу вверх, а не наоборот, как обычно. В конце концов, вы научитесь записывать понятные вам фразы, которые для посторонних будут выглядеть каракулями. Профессиональные наборщики в типографиях легко читали зеркальный текст шрифтовых матриц даже "вверх ногами".

Освоение письма "глядя в зеркало" очень полезно для воспитания силы воли и уверенности в собственных силах. Но вряд ли Леонардо да Винчи нуждался в этом, и едва ли он писал и читал, используя зеркало. Скорее всего, во время обучения Леонардо нашел более простой способ - учился писать и читать зеркальные тексты, не глядя в зеркало. Для этого достаточно потренироваться в написании двадцати одной перевернутой буквы, так как остальные двенадцать из тридцати трех букв русского алфавита не изменяются при отражении. Заполнять же строчки справа налево совсем нетрудно, если глядеть на бумагу, а не в зеркало. Попробуйте, и убедитесь сами. Результат моих опытов вы видите на фотографии. В двух строчках я зашифровал старинную загадку, у которой два правильных ответа. Об одном вы догадаетесь сразу. Для другого даю подсказку: ученые считают глаза частью мозга, в отличие, например, от уха или носа. Если этой подсказки недостаточно, то ищите слово из четырех букв, первая буква - "д".

воспроизведение, воссоздание, выражение, двуотражение, зеркало, отбивание, отбитие, отблеск, отбой, отклик, отображение, отпарирование, отсвет, отсвечивание, парирование, повторение, радиоотражение, радиоэхо, реверберация, реминисценция, тень, термоотражение, эхо

Значение

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

отражение

отраже ́ние

ср.

1) Процесс действия по знач. глаг.: отразить , отражать, отразиться, отражаться.

2. Изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности. Увидеть своё о. в зеркале.

3. чего. То, в чём отражено, воспроизведено что-н. Литература о. жизни.

Малый академический словарь русского языка

отражение

Я, ср.

Действие по знач. глаг. отразить -отражать и отразиться -отражаться .

Отражение звука. Отражение света. Отражение жизни.

Диктатура пролетариата, как единственного до конца революционного класса, необходима для свержения буржуазии и отражения ее контрреволюционных попыток. Ленин, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме».

Аня пришла, когда он вернулся после отражения очередной немецкой атаки. Симонов, Дни и ночи.

Изображение, получаемое на гладкой, блестящей поверхности вследствие преломления световых лучей.

Отражения звезд трепетали в волнах. Полонский, Жалобы музы.

{Александра Михайловна} потихоньку косилась на свое отражение в зеркальных стеклах магазинов. Вересаев, Два конца.

То, что является отображением, воспроизведением чего-л.

Причина здесь заключается не в самой литературе, а опять-таки в обществе, которого отражением она служит. Добролюбов, Литературные мелочи прошлого года.

Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге. И. Гончаров, Обломов.

Эти произведения являются ярким отражением того времени, в которое они писались. Исаковский, О поэтическом мастерстве.

То, в чем обнаруживаются следы влияния, воздействия чего-л.

Духовная драма Герцена была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела. Ленин, Памяти Герцена.

То, что является внешним выражением, проявлением чего-л.

Лицо его было бледно и дышало отражением счастья и гордости. Куприн, Жидкое солнце.

По лицу больной пробежало отражение острого страдания. Короленко, Слепой музыкант.

4. Филос.

Всеобщее свойство материи, заключающееся в способности материальных тел через внутренние изменения воспроизводить в иной форме особенности взаимодействующих с ними материальных тел.

Итак, материалистическая теория, теория отражения предметов мыслью, изложена здесь {у Энгельса} с полнейшей ясностью: вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления - образы их. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

Отражения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. отразить отражать. Отражение нападения. Отражение обвинений. 2. только ед. Действие по глаг. отразиться отражаться. Отражение света. Отражение влияний. 3. Изображение предмета, являющееся на гладкой… … Толковый словарь Ушакова

Всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «...Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...»… … Философская энциклопедия

отражение - Точная подстройка к целой части поведения другого человека. (Смотри также: Подстройка и Отзеркаливание). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 … Большая психологическая энциклопедия

В философии свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. В различных формах отражение присуще телам неорганической природы (напр., след, произведенный воздействием одного предмета на другой),… … Большой Энциклопедический словарь

ОТРАЖЕНИЕ, изменение направления (частичное или полное) волны. Это случается, когда волна, такая как световая или звуковая, сталкивается с поверхностью, разделяющей две различные среды, например, воздух и металл, и частично «отскакивает» назад в… … Научно-технический энциклопедический словарь

В воде, потоке, стекле символизирует временный феноменальный мир. Может символизировать также истину. Движущийся образ вечности (Платон) … Словарь символов

История Философии: Энциклопедия

Категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. О. характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих… … Новейший философский словарь

ОТРАЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. отразить, ся. 2. Изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности. Увидеть своё о. в зеркале. 3. чего. То, в чём отражено, воспроизведено что н. Литература о. жизни. Толковый словарь Ожегова … Толковый словарь Ожегова

- «ОТРАЖЕНИЕ», Россия, РОЗАННА, 1998, цв., 94 мин. Боевик. Кто то из сильных мира сего хочет купить часть заповедного леса. Все бумаги оформлены, нужна только подпись егеря Васильева. И вот тут «нашла коса на камень» егерь даже от больших денег… … Энциклопедия кино

Книги

  • Отражение , Панов Вадим Юрьевич. Шесть историй. Шесть куплетов из песен знаменитых рок-групп. Шесть жанров. И многослойный сюжет, с математической точностью связывающий новеллы в объемный роман, вплетающий в нашу…


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта